Короткий путь к сердцу мужчины через… его гастрит. О еде в фильме «Приходи на меня посмотреть»

Поделиться

2000 год… Позади очередной дефолт, еще толком не отгремели лихие 90-е, а на экранах — один криминал. Олегу Янковскому давно хотелось снять собственное кино, что-то доброе и светлое. И сейчас этому настало самое время.

Фильм «Приходи на меня посмотреть» — это блестящая игра любимых актеров, первая (и, увы, единственная) режиссерская работа Олега Янковского, первая роль его внука Ивана, ныне востребованного артиста… А еще здесь много… едят и пьют подозрительно дорогое шампанское. И не просто так! Вот об этом и поговорим.

Однокомнатная квартира, в которой старятся две женщины…Вот так невесело начинается популярная в 1990-х пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала», по которой и был снят фильм.

В оригинальной истории матери под 90, а дочери — около 60. В фильме немного добавили позитива, сделав героинь на 10 лет моложе, да и квартиру им «выделили» двухкомнатную. Впрочем, сути это не меняет и в дальнейшем эта история рассказана довольно близко к тексту, но есть интересные нюансы, о которых расскажу ниже.

Любопытно, что Екатерине Васильевой, которая сыграла 80-летнюю бабушку, на тот момент было 55 лет, а ее экранная «дочь» Ирина Купченко — всего на 3 года моложе.

Итак, вернемся к теме еды и быта. Двухкомнатная квартира, старомодный интерьер… настолько, что сложно понять, какой теперь год или даже — век. Здесь время остановилось. Буквально — старинные напольные часы давно стоят. Между тем, за окном уже 90-е.

Время ужина, но в доме неожиданно гаснет свет. Татьяна, младшая из женщин, со свечой идет на кухню. Это место — ее «вотчина», так как мать уже 10 лет не встает. Здесь все на своих местах — чисто, аккуратно, со вкусом. Пусть и не слишком современно, зато без низкокачественного ширпотреба, хлынувшего тогда в нашу страну.

Татьяна хорошая дочь (иногда —слишком) и хозяйка, а их маленькая с матерью семья, несмотря на трудные для страны времена, имеет все необходимое и даже с запасом. Женщины даже успели скопить капитал, достаточный для того, чтобы купить скромную дачу. Впрочем, сейчас им не до нее, да и больше особо деньги тратить не на что.

Деликатесы в доме обычно только для гостей, потому что старому больному человеку они ни к чему, а Татьяна полностью растворилась в заботе о матери. Что же обычно у них на ужин, больше похожий на завтрак: геркулесовая или рисовая каша, творог или сырники, слабо прожаренный омлет с тертым сыром и сельдереем, чай или кофейный напиток.

Пока остановились на салате. В фильме этот момент деликатно пропущен, а в пьесе — раскрыт более жизненно:Вот этот салат из моркови с яблоком съешь обязательно. Хотелось бы сегодня обойтись без слабительного. 

И был бы этот ужин похож на все остальные, если бы не раздался стук в дверь и на пороге этой квартиры не появился тот, кого здесь уже и не ожидали увидеть — состоятельный мужчина в расцвете сил, с цветами и бутылкой шампанского. Игорь — зрелый мужчина с «дачей» на Канарских островах и денежной в те годы профессией — он аудитор.

Любопытно, что в пьесе герой Янковского был в малиновом пальто (неоднозначный символ девяностых), но на момент съемок фильма это уже считалось пошлостью. Возможно, поэтому его одели в черное.

В итоге Игорь оказался «приятным гостем и благодарным кушателем», которого Татьяна неожиданно (в том числе и для себя самой) втянула в авантюру, представив матери своим женихом.

Как знать, чем бы закончился этот визит, если б не… приступ гастрита, который вынудил Игоря задержаться. Лечила его Татьяна кашей «Быстров». Тогда этот бренд только-только появился на прилавках и выпускали его создатели также небезызвестного «Инвайта».

Шампанское, которого подозрительно много в фильме «Приходи на меня посмотреть»

Мне всегда было интересно, почему в этом фильме сделан такой акцент на шампанском да еще и довольно дорогом. Да, это новогодняя история, но вряд ли герои такие уж ценители напитков.

Игорь пришел с бутылкой Charles Heidsieck (Шарль Хайдсик), цены на нее сейчас начинаются от 5000 рублей. Тогда тоже стоило недешево и именно им Татьяна облила его пиджак.

Всего в фильме три эпизода и везде фигурирует шампанское. На обеде на следующий день присутствовало уже другое, с созвучным названием Piper-Heidsieck (Пайпер-Хайдсик). Оно еще более дорогое (от 6500 рублей) и, что интересно, по сюжету Татьяна его приобрела уже на свои деньги. Вряд ли в их доме есть ценители.

Впрочем, есть бренды и подороже, но Piper-Heidsieck — это старейший французский винный дом, его основатель Флоренс-Людвиг Хайдсик поставлял шампанское еще в 18 веке Королеве Марии-Антуанетте, а Шарль — это его племянник, который позже открыл собственное дело. С тех пор Piper-Heidsieck — это образец хорошего вкуса. Его также называют любимым шампанским Мэрилин Монро, которая когда-то говорила:

Я начинаю каждый день с бокала Piper-Heidsieck, потому что оно меня согревает.Звучит как рекламный слоган, что очень близко к правде.

Мэрилин потом «случайно» появлялась с этим вином в нескольких фильмах и на многочисленных фотографиях со светских мероприятий.

В фильме Янковского это также оказалось рекламой спонсора. В финальной сцене напиток королев и голливудских звезд присутствует уже в «достаточном» для Нового года количестве. На этот раз его принесла ненастоящая «дочь» Татьяны — продавщица овощного магазина Дина. Когда героиня Купченко открывает бутылку, она произносит:

Пайпер-Хайдсик!

С конца 1990-х эти бренды шампанского перешли под контроль компании Remy-Cointreau и именно она выступила спонсором фильма (это есть в титрах).

Кстати, без флагмана этого коньячного дома также не обошлось. Remy Martin принесла все та же «дочь» Дина:

Реми МартАн, подарок. Год берегла!

Застолья в фильме «Приходи на меня посмотреть»

Застолья в этом фильме два — традиционное и новогоднее. Причем, второе намного скромнее. Татьяна вошла во вкус и решила представить матери не только будущего мужа, но и свою 26-летнюю «дочь», договорившись с продавщицей из овощного Диной. Но неожиданно пришедший Игорь чуть не спутал все карты. Ему понравилось, «когда абажур, накрыт стол, а то все как-то рестораны, рестораны…» и он решил повторить вчерашний вечер, но оказался не кстати и был накормлен на кухне:

— Я неотступно волнуюсь о Вашем гастрите…

— Моя личность одним гастритом не исчерпывается!

Небрежно сбрасывая в тарелку все, что она наготовила на стол (геркулес, винегрет, салат, торт…а рядом сырная и колбасная нарезки, овощи, хлеб), Татьяна торопит гостя к выходу. Она не хочет, чтобы понравившийся ей мужчина стал свидетелем ее очередной лжи.

— Уходите сейчас же!

— С винегретом? Вы что? Я порядочный человек!

В конечном итоге, Игорь оказывается со всеми за столом. К меню добавляется нарезанный лимон, соус, ваза с фруктами, оливье и пельмени на горячее. Обратите внимание на красивую посуду, приборы, белоснежную скатерть — идеальный званый ужин.

А вот новогодний стол в этом доме выглядит уже по-другому. Татьяна накрывает его на двоих с матерью. По сути это просто чаепитие с тортом, вареньем, фруктами. Правда, все также шикарно сервированное. Но никогда не знаешь, чем может закончится эта волшебная ночь…

Финал фильма несколько смазан, а в пьесе Игорь приглашает всех к себе «на дачу» на Канарах. Мне это напомнило перестроечное кино «Ребро Адама», там тоже было нечто подобное, только в менее позитивном ключе.

Поделиться

Читайте также: